ШОТОКАН. История создания и развития

Основатель каратэдо и его классического стиля Шотокан , Гичин Фунакоши (Таминакоши, 1868-1957 гг.) родился в первый год реставрации династии Мейдзи (1868 -1912)

 в королевской столице острова Окинава - Шури в семье самурая. Это самый крупный остров архипелага Рюкю, который находится  на пересечении морских торговых путей, практически, в равном удалении от Японии, Китая, Тайваня и Кореи. С одной стороны державы вели военную борьбу за владение архипелагом, с другой, многие военные подразделения после междоусобных войн находили себе на нем убежище.  С незапамятных времён каждый житель по своему существу и природе, способу существования и наследственной предрасположенности, был воином. Вполне естественно, что под жёстким давлением запрета ношения оружия с XV века и практики выживания в бою без такового, Окинавцы, аккумулируя передовые технологии военных единоборств, быстро сформировали высокоэффективное искусство самообороны.

 Часть идеограммы «кемпо»  (по китайски «чуань») - «тэ» -, (рука, руки - в смысле рукопашного боя) стало обозначать рукопашный бой на Окинаве. Назвался он так же Буси-но-тэ (руки воина), Окинава-тэ (руки Окинавы),   То-тэ (волшебная рука) или Кара-тэ (китайские руки) - волшебный, или китайский рукопашный бой.

Японское произношение этой идеограммы двоякое: «То» - волшебный, или «Кара» китайский, Великий Китай династии Тан.

Различные техники соединялись и отсеивались в условиях жесточайшей конкуренции. Ошибка могла стоить человеку жизни и не прощалась. Внутреннее содержание «победить или умереть» призывало к максимально эффективному использованию возможностей человека и его организма. Принципы - «одним ударом наповал, движение - минус противник», «только опыт имеет значение», были основными. Несмотря на закрытый характер и конспирацию занятий, в 18 веке в Шури мастером Сокугавой была организована первая официальная школа Тэ. Верховный наставник боевых искусств на Окинаве с 1848 года Матсамура Шокун из Шури так же основал школу Шорин - рю Каратэ. Одни и те же иероглифы читаются по-японски Шорин-джи кэмпо, а по-китайски - Шаолинь-шу чуань ( Шорин -  молодой лес). В отличае от староокинавского направления Шорэй («душа, постигшая  просветление»), где традиционно уделялось повышенное внимание устойчивости, физической силе, резкости и закалке бьющих поверхностей для пробивания доспехов, в Шорин всё же преобладали нравственное воспитание и дисциплина Сюгё, тонкий маневр и обманные движения. Несмотря на прямую связь с китайскими источниками, никогда и нигде ранее, не было таких условий практического отбора и синтеза тысячелетиями оттачиваемых приёмов. Ученик Мутсамуры - Асато Анко был непревзойдённым специалистом боевых искусств во всей Окинаве. Именно Асато и стал первым наставником Фунакоши Гичина, который долгое время был его единственным учеником. Сам факт этого уже является признанием выдающихся способностей Гичина. Раньше учителя долго выбирали себе ученика, и могли не брать его без многолетней закалки или из-за плохих качеств характера.

     Гичин родился недоношенным и рос слабым ребёнком, требующим постоянного внимания. Поэтому его детство протекало под присмотром дедушки и бабушки. В начальной школе Гичин подружился с сыном Асато, что и определило его судьбу. Следуя традициям, мастер Асато своих детей передал в ученики близкому другу Итоцу Анко (Ясуцунэ)  со словами: «Воспитай как своего сына». Занимаясь только с Гичином, он укрепил здоровье мальчика, научил наслаждаться Тэ, ввёл в круг великих мастеров. Часто Асато вместе с Итоцу тренировали Гичина совместно, иногда его тренировал сам Матсамура. Фунакоши Гичин приводил и своих детей, в дальнейшем, к великим мастерам  Асато и Итоцу Анко, приобщая их к каратэ.

     Реставрация династии Мейдзи ... Лидеры реставрации были людьми образованными, с высокой степенью закалки и стойким характером. Занятия боевыми искусствами определяли их жизненный путь. После запрета на ношение двух мечей в 1876 году и прекращения выплат наследственных жалований, приблизительно два миллиона самураев, в том числе и Гичин, были вынуждены искать себе применение. Философия фукоку - кёхэй (процветающая страна с сильной армией) требовала, сохраняя традиции, создать новую стандартную общеобразовательную систему, которая поставляла бы умелых работников и воинов для Японии. Фунакоши Гичин с 1888 года в Шури начал практику учителя. В 90 - м году его переводят в Наху, где он продолжает тренироваться у Киюна, Тооно, Нингаку. В конце девятнадцатого века, особое внимание уделялось нравственному и физическому воспитанию, и правительство Японии провело ряд медицинских, социальных и педагогических в области каратэ. После инспекции школ Окинавы в 1902 году эту дисциплину официально вводят в учебную программу первой средней школы и педагогического училища. Фунакоши с разрешения Асато и Итоцу набрал первые классы учеников по каратэ ...

     Хотя исчезла жизненная необходимость при столкновении убивать противника, поединки часто заканчивались тяжелыми  увечьями или даже смертью.

 Фунакоши совместно с Итоцу в 1905 году вынуждены были начинать разрабатывать теорию более популярного в дальнейшем спортивного раздела. Однако, мастер до конца своих дней был против спортивного понимания каратэ. С 1905 года периодически, а с 1912 года он постоянно проводит показательные выступления на Окинаве, способствуя более открытому отношению к этому боевому искусству. К этому времени  Фунакоши становится признанным лидером Тэ. Директива министерства образования 1911 года способствовала увлечению воинскими искусствами и была первым официальным признанием со стороны властей важности современных воинских дисциплин в деле воспитания японских граждан. Благодаря Рокуто Яширо, капитану учебного корабля, курсанты императорского флота также начали заниматься каратэ, после чего о нём уже заговорили и в Токио. В 1912 году первая императорская флотилия остановилась в заливе Чуджо и тоже познакомилась с каратэ. В этом же году под руководством Фунакоши Токомура, Мабуни, Исикава, Тукусума, Кяму, Яхику, Огусуку в лучших залах Окинавы демонстрировали своё искусство. Демократические тенденции эры Тайсё (Великая справедливость 1912 - 1926 гг.), стимулировали интеллектуальную активность. В 1916 - 1917 гг. были пересмотрены все учебники в Японии. И в 1916 году Гичин выступает в «Бутокодене» перед официальными лицами Японии. Несмотря на усиление гражданского контроля над военными силами в 20- е годы, не популярная Сибирская экспедиция 1918 - 1919 гг., под давлением военного ведомства, вылилась в военное присутствие в Манчжурии до 1922 года. Рос интерес к боевым искусствам.

     Командующий эсминцем кронпринца Хирохито, Нориказу Канна тоже был окинавцем. Благодаря этому, по пути в Европу, 6 марта 1921 года будущий император просмотрел показательную программу в замке Шури под руководством Гичина, который к тому времени уже стал президентом Окинавской ассоциации духа воинских искусств. Хирохито, как и Гичин, был хрупкого телосложения. Он изумился, что никому не удавалось опрокинуть или сдвинуть мастера с места, включая добровольцев из публики. Сила ударов в томишивари (разбивание предметов) была поразительной. Мощные удары ногами в нижнем уровне, которые практически не отражались, плотная работа на средней дистанции в сочетании с эффективной бросковой техникой, не оставляли противникам никаких шансов. Всё это было отражено в официальном отчёте японскому правительству и определило дальнейшее развитие каратэ. Двадцатилетняя деятельность Великого учителя была замечена. Мастер был приглашён на первую национальную атлетическую выставку весной 1922 года, организованную министерством образования Японии. Только в 20 веке Япония открыла для себя каратэ - Окинавское искусство с вековыми традициями. Выступления Гичина были очень хорошо продуманы, заранее были разосланы приглашения элите, интеллигенции, что в последствии вызвало огромную популярность каратэ у широких слоёв населения. В 1922 году Мейкё по джиу-джитсу Оцука Хиденори с помощью Гичина открыл для себя мир каратэ и стал её учеником (В дальнейшем основал Вадо Рю). Дзигоро Кано - основатель дзюдо, поражённый техникой Гичина, пригласил его читать лекции и обучать каратэ в Кодокане. Под влиянием Фунакоши раздел атэ-ваза в дзюдо гошин-джитсу стал высокоэффективным и приобрёл каратэ - подобные черты. Однако, ввиду конкуренции, этого факта никто не признавал. В 1922 году выходит книга “Рюкю Кэмпо Каратэ” (Ryukyu Kempo Karate Tokyo,1922), состоящая из 5 глав: “что такое каратэ”, “ценность каратэ”, ” тренировки и преподавание”, ” организация каратэ”, “основные принципы и ката”: Хейан 1-5, Нэйхан-чи 1-3, Бассай 1-2, Кушанку 1-2, Сэйшан, Чинто, Чинтэ, Джиин, Джиттэ, Джион, Ваншу, Вандан, Рохай, Джумми или йюмми, Вандо, Сочин, Нишейши, Сансэру, Супаринпей, Ванкуван, Кокан, Унсу. 30 ката. Названия ката окинавские и китайские. В приложении к книге “Рюкю Кэмпо Каратэ”, были описаны меры предосторожности во время занятий. Эта книга, подобно таблице Менделеева в химии, в мире боевых искусств дала новый виток развития.

   Ката (яп. - форма, образ) - канонизированные формальные технические комплексы приёмов традиционного каратэ, эффективность которых очень высока в типовых ситуациях реального боя. Ката зародились в средние века и прочно утвердились как неотъемлемая часть в практике каратэ, как средство для сохранения и передачи от учителя к ученику, уникальных знаний, культуры и духа боевого искусства. Они содержат все основные технические характеристики и особенности стиля, принципы и традиции, уходящие в глубину веков. До 20 века Ката являлись практически единственной формой подготовки в предельно условном и обобщенном виде.

   Как и любое искусство, демонстрация ката через мастерство исполнения оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие. Вопреки общему мнению ката нельзя сортировать по степени технической сложности, так как это не отражает глубины познания. Формальное исполнение без внутреннего содержания не имеет должного эффекта, и может быть бесполезно. Многообразие в ката необходимо именно для того, чтобы каждый мог правильно выбрать форму для себя, отрабатывать одну-две ката, чтобы они стали, независимо от вашего сознания, эффективными. Другие же ката будут служить для сравнения и понимания смысла движений других людей, расширять познания.

   В практике использовались ката из Шури-тэ и Томари-тэ: Пинан 1-5 (Хейан), Нэйхан-чи 1-3 (Текки), Кушанку дай/шо (Канку), Пассай дай/шо (Бассай), джион, сэйен-чин, Ваншу (Энпи), Чинто (Ганкаку), джиттэ, Курурунфа, Сэйшан (Хангетсу), Рохай 1-3 (Мейкьё) Ванкан, джиин, Нишейши (Нидзю-ши-хо), Чинтей (Чинтэ), Усэйши (годзю-ши-хо дай/шо), Ананку, Уншу (Унсу) Сочин. Из Наха-тэ: Сайфа (Сайф), Хайякухаши-хо (Супаринпей), Сочин, Сэйсан, Сэйпай, Сансэру, Кихон-ката, Санчин, Тэншо, Гэкисай.

   Уже через год в 23-м году Гичин открывает свой зал в Токио в Мейсей Джуку. Даже великие чемпионы по сумо начали осваивать технику каратэ под руководством Гичина. Известный чемпион того времени Уичиро Ониши со всей командой приходил к нему для тренировок. Чемпион Фукуянаги приходил отчитываться к Фунакоши после поездок по стране. “В каратэ каждый находит то, что ищет…”,- говорил великий мастер.

   В Японии каратэ стало популярнее, чем на Окинаве, и огромный приток неподготовленных людей заставил объединиться вокруг Фунакоши Гичина мастеров каратэ в попытке выработать безопасные и пригодные для обучения широких масс методики. В 1926 году соратник мастера и один из учеников Итоцу - Кенва Мабуни открывает свою школу в Осаке (в дальнейшем основатель стиля Шито рю). Реформа была неизбежна. “Каратэ может быть одно…”- говорил Фунакоши Гичин, и все с ним тогда соглашались.

   В 1929 году Фунакоши изменил написание слова “каратэ”. Начало 30-х годов отмечено значительным влиянием радикальных националистов. Университет Кейо сформировал группу исследований и в 1933 году Фунакоши обосновал измение написания слова “каратэ” в работе “Дай Ниппон Кемпо Каратэ” (великий японский метод кулака пустой руки). В буддистких выражениях “Шики соку зеку, ку соку зешики” (материя - пустое, всё - суета. ) иероглиф  “Ку”(правда, истина, справедливость) может произноситься - “кара” - “пустой”. Он и заменил однозвучный иероглиф “кара”- китайский.

“Как отполированная поверхность зеркала отражает всё, что стоит перед ней, а тихое ущелье удерживает внутри даже шорохи, так занимающийся каратэ-до должен сделать свой ум порожним от себялюбия и гордыни, дабы надлежащим образом встретить всё, с чем бы он не столкнулся” - так Фунакоши трактовал философскую концепцию кара (пустой, безкорыстный, истинный). 

 Фунакоши с соратниками провёли огромную работу по унификации открытых для широких масс методов обучения. Обобщение этих, признанных всеми методов мастер отразил в своей новой книге, которую все специалисты использовали как учебник и руководство к действию. В 1936 году опубликована книга Каратэ-до Кьёхан: введены новые элементы в технике и ката. Фунакоши использовал и новые названия ката, которые отражали дух Японского языка, как предписывала школа традиционного этикета - огасавара. В арсенал официального каратэдо не вошли многие ката из книги 1922 года. Высоко эффективные методы тренировки, основанные на них, являясь оздоровительным и кодированным методом самообороны в повседневной жизни, никак не подходили для открытого обучения.

 В 1935 году, при поддержке национального комитета, начинает строиться первый зал каратэдо. Весной 1936 года он был открыт под названием «Шотокан», на котором настояли ученики Фунакоши. “Шото” или “Сёто” - псевдоним учителя, “Кан” - здание, дом. В этом зале оттачивали своё мастерство самые достойные бойцы со всей Японии. Они с гордостью говорили: “Мы из Шотокана”. В 1935 году провели первое спортивное (шиай) кумитэ по правилам иппон шобу, формируя каратэдо (Шотокан) и как зрелищный, увлекательный вид спорта, давая развитие теории спорта как части системы воспитания духа и тела. Именно этой части мы обязаны развитием мирового каратэдо. Однако мастер предупреждал ещё тогда, что  больший уход в сторону условно-показательного спорта приведёт к потере сущности боевого духа, а гладиаторские бои в контактных схватках к потере понятия искуства боя, и призывал мастеров сохранять тонкую грань. Дух боевой нравственности, по сути своей оборонительный. В спорте понятие шиай заменяет понятие шобу (рукопашная схватка) и руководство принципом буай синкен шобу (смертельная схватка) и сеси-о тёэтсу (преодоление мысли о жизни и смерти) только символически присутствует в действиях на татами. Техника в основном направлена на самооборону. Санкционированное убийство врага видоизменено на концепцию сдерживания атакующих действий нападающего. Внутренняя природа покоится на трёхсторонней связи: нравственность, дисциплина, эстетическая форма. «До», которого должны придерживаться все последователи, теряет естественный характер, становится сугубо земным делом. Система иерархии дан-кю используется для популяризации.

 В 1937 году в Японии вводится преподавание каратэ - до по методу Шотокан во флоте и в войсках.

 Большую заслугу в развитие спортивной техники Фунакоши Гичин приписывает своему третьему сыну Йошитаке Фунакоши (1915 - 1945). Великий учитель видел в нём своего приемника, с ним он занимался индивидуально и без посторонних глаз, передавая секреты мастерства. Йошитака Фунакоши работал ассистентом Гичина и управлял залом «Шотокан», вплоть до 1945 года. Он практически заложил основу техники современного спортивного кумитэ, которая используется до сих пор. В базовой технике остались ката его личной разработки Тайкьёку (первая причина). Йошитака Фунакоши ввёл удары с дальней дистанции и технику стремительных входов с длинных дистанций (тцури - аши), эффектные удары ногами в верхний уровень: маваши - дзёдан, ура-маваши-дзёдан, йоко тоби-гири, технику боя основанную на стойке фудо-дачи, с применением тейшо. Его учениками были Тайджи Казе и Масутацу Ояма, основатель Кёкусинкай. К сожалению, в 1945 году в Японии не могли лечить туберкулёз, которым болел Йошитака, и он умер от лёгочного кровотечения. Гичин Фунакоши тяжело переживал и смерть сына, и, как истинный самурай, поражение в войне. Путь воинственного милитаризма эпохи Сёва (сияющий мир 1912 - 1989гг.) привёл Японию к национальной катастрофе 1945 года, к введению оккупационных  войск и запрету будо. В 1947 году ещё одна невосполнимая потеря, умирает жена мастера. Однако, каратэ не было запрещено в связи с заложенными в систему воспитания общечеловеческими и нравственными принципами. Именно этот факт способствовал вывозу техники каратэ, которым занимались оккупационные войска, за пределы Японии. После подписания мирного договора между Японией и США Фунакоши Гичин совершает трёхмесячное турне по американским базам вместе с Исао Обато (университет Кийо), Тошио Камато (Васеда) и Масатоши Накаяма (Такушоку).

В 1948 году командой Фунакоши был создан фонд JKA (Японская ассоциация каратэ), для развития каратэ в Японии и экспорта его во всем мире, в целях поддержки Японской культуры и поврежденной войной международной репутации. В 1950 году, с началом корейской компании, происходит перестройка политических сил на Дальнем Востоке и в Японии вновь открывается Бутокуден,  в 1952 году разрешаются занятия всеми видами боевых искусств. В 1953 году ведущие мастера впервые официально были привлечены для обучения и демонстрации в США. Фунакоши уже стар и отходит от политики, готовит к изданию свою последнюю работу «Каратэ-до - путь моей жизни». Но до последних дней своей жизни мастер не переставал практиковать каратэ-до и удивлять эффективностью своих действий. Старый мастер контратаковал настолько быстро, что фотоснимки получались очень смазанными.

Лидерство перешло к М. Накаяма. Несмотря на все усилия Накаямы в отношении совместной деятельности всех школ (не стилей), Goju, Shito, и Wado, начали рассматривать JKA как начало гегемонии команды Шотокан. В 1955 году наметился раскол в JKA. Забыв о том, что вместе поддерживали его официальные методы, и, подменив их понятием стиля, против чего боролись родоначальники каратэ, лидеры этих школ вышли из JKA. Они приступили к формированию другой федерации, других подходов к развитию каратэ и спортивных правил. Открытие первой коммерческой школы каратэ в 1955 году на киностудии, принадлежащей одному из студентов JKA в Yotsuya, Токио, только ускорило этот процесс. Клубы Лиги Плюща вокруг Токио вышли из JKA, протестуя против платного обучения. Различия в обучении, расхождения относительно стандартов, финансовые и другие, собственные персональные причины заставили некоторых инструкторов тоже оставить организацию.

 В 1956 году ученик Фунакоши Гичина Эгами Сигэру основывает и регистрирует общество Шото-кай, пытаясь сохранить принципы боевого искусства, которые под давлением спортивного направления стали заметно попираться. В 1957 году начинает реально работать программа посылки японских специалистов JKA по каратэ за границу, и проводится официальный чемпионат по каратэ. Но 1957 год - год великой утраты. Основатель каратэдо умер.

Фунакоши Гичин, обобщив методы, философию и мораль единоборств ошеломил весь мир своими достижениями и вызвал интерес ко всем восточным единоборствам. Сейчас можно услышать много предположений, историй и выдумок о прошлом в каратэ. Но неоспоримо одно - именно Гичин Фунакоши открыл и Японии и миру это искусство, спорт и метод самообороны. Это был лидер последнего поколения мастеров, для которых каратэ было ещё и способом выживания. Он основал Шотокан как систему общедоступной тренировки, которую использовали все каратисты мира на протяжении многих лет. Поэтому Шотокан рассматривают как стержень для всех видов и стилей современного каратэдо.

В Токио в 1964 году строится Ниппон Будокан (зал японских воинских принципов), который становится центром боевых искусств Японии. В 1968 году создаётся федерация всеяпонских организаций по каратэ-до (FAJKO или GKF), которая руководит всеми направлениями, в том числе и JKA. Освоение каратэ, как явления древней культуры Японии, метода самозащиты и спорта содействовало процессу интеграции духовных ценностей западной и восточной культур. Практически во всех странах стали проходить первенства и чемпионаты, создавались сборные команды. В 1970 году в Токио состоялся первый чемпионат мира по правилам иппон-шобу (по правилам Шотокан, что подтверждает его авторитет и рост популярности в мире) и состоялась учредительная конференция WUKO, куда вошли Европейский, Панамериканский, Азиатско-Тихоакеанский и Африканский союзы каратэ. Правила Шотокан эксклюзивно использовались на чемпионатах Мира и континентов вплоть до 1975 года. В 1977 на 4-м чемпионате мира впервые использовали правила санбон-шобу. Но и после введения чисто популистских правил до настоящего времени Правила Шотокан остаются наиболее популярными.

 Несколько организаций в мире - членов JKA начали возражать контролю над своими финансами. В то время JKA не выдавало после обучения не японцам официальные свидетельства инструкторов и рефери, высокие даны, также не выдавались с той же самой частотой.

 Большинство практикующих Шотокан врачей и юристов в Японии, вышли из JKA и сформировали в 1977 году Международную Федерацию Шотокан Каратэ- до (SKIF) во главе с Хирокузой Каназавой. В JKA утверждают, что Kanazawa стал «трудным» и был уволен из организации.

В 1978 году много инструкторов, протестуя, вышли из JKA, JKA уволил других, от огромной Американской Любительской Федерации Каратэ (AAKF) в Соединенных Штатах откололась половина, образовав Международную Федерацию Шотокан Каратэ- до (ISKF).

 6 июня 1985 года WUKO было признано МОК, каратэ начало поступательное движение к олимпийскому признанию.

В апреле 1987 года в возрасте 74 лет скоропостижно скончался Главный инструктор JKA, Накаяма Масатоши, не оставив после себя приемника. Этот неожиданный удар судьбы значительно изменил политику в каратэдо. Вопросы о персональной власти и заслуженные амбиции очень сильных ведущих мастеров различных групп, стали ломать организацию. Чтобы договариваться о следующем главном инструкторе, JKA пытался организовать комитет.

На чемпионате мира в Египте 1988 года, помимо традиционного шобу-иппон, параллельно WUKO была опробована новая система с олимпийским прицелом. К 1990 году внутреннее напряжение в JKA достигло пика и разделило мастеров на два отдельных лагеря в споре на тему: кто будет главным инструктором? Одну фракцию возглавили Асаи,  Абэ, Йохара, и Ямагучи, другую - Ито, Танака, Сугиура, и Осака. До 1993 года обе фракции обучали в Хонбу Доджо, пока арбитраж не передал его фракции Асаи. Группа Танаки, переместилась в другой зал, но и Асаи не смог содержать Хонбу Доджо и тоже перешёл в другой зал. JKA Асаи тяготеет к Европе и Японии, в Северной Америке имеются немногочисленные представительские клубы. Группа Танаки в Японии работает как JKA, и как JKA/WF, которая не является Японской организацией, она технически размещена в Токио, но материально в Филадельфии, где ISKF держит многое во власти.

Сможет ли Шотокан объединиться в ближайшем будущем или раскол является постоянным?

 Вопрос, который долгое время волнует приверженцев Шотокан во всём мире. Сегодня, имеются, по крайней мере, несколько различных организаций, которые используют стиль обучения Шотокан и официально не имеют общего управления:

ITKF - много - стилевая организация, возглавленная Нишиямой.

ISKF Международная Федерация Шотокан Каратэ- до, лидер - Оказаки Тэриуки, главный офис в Филадельфии.

SKIF Шотокан Каратэ- до Международная Федерация, лидер - Хироказу Каназава, главный офис в Токио.

WSKA организация, возглавляемая Енойедой, президентом ESKA.

JKA/WС  Японская ассоциация каратэ, имеющая филиалы по всему миру периодически проводит “Кубок Сёто” - который можно приравнять к чемпионату Мира, клубные соревнования мирового уровня.

JKA фракции Асаи.

FAGKO- в Японии JKA и независимые мастера Шотокан, признанные государством.

WKF (Всемирная Федерация Каратэ) объединяет 196 стран и активно продвигает каратэ, как вид спорта, в программу Олимпийских игр. 

WSKF (Всемирная Федерация Шотокан каратэдо), насчитывает в своих рядах более 100 стран, проводит чемпионаты Мира и Европы, другие соревнования. ПрезидентТакеаки Камианаги -9 дан, шеф-инструктор Хитоши Касуя - 8 дан, главный офис в Токио.

     Реально в Шотокан больше общего, чем любых различий, которые сводятся к вопросу о персональной власти и амбициях. Шотокан соответствует целям и задачам физической культуры. Являясь важнейшим компонентом целостного развития личности, составной частью общей культуры, создает устойчивую мотивацию и потребность к здоровому и продуктивному стилю жизни и самосовершенствованию, достижению высокого уровня психофизической подготовки. В Шотокан - широкий диапазон физической нагрузки. Требования соблюдения этикета и уважения к противнику исключают проявления жестокости и насилия, которые наказываются дисквалификацией. Начальные этапы многолетней подготовки спортсменов вообще не требуют инвентаря и оборудованной площадки, только спортзал. Для достижения высоких спортивных результатов необходимо не дорогостоящее оборудование (мешки, лапы и т.п.). Поэтому легко создать равноправные условия спортсменам для тренировок и соревнований.

Характерной чертой стиля является единство базовой техники практики боя и ката, отсутствие весовых категорий, что позволяет проводить в рамках стиля различные соревнования. В отличие от спортивного каратэ в схватках, наряду с эффективностью действий, оценивается их техническая правильность с позиции стиля. Одно движение может привести к победе или поражению, что резко повышает психологический накал схватки, объясняет ее скоротечность. Этот же фактор позволяет значительно расширить возрастной диапазон участвующих в соревнованиях, что связано с восстановительными способностями организма и низким травматизмом. Соревновательные программы с обязательным реальным, но заранее известным ударом позволяют демонстрировать технику даже для детей младшего возраста, женщин и стариков. Для хорошо подготовленных спортсменов существует раздел дзю-кумитэ - условно-контактный бой с демонстрацией комбинированной техники.

Многофункциональная подготовка позволяет спортсменам из Шотокан выступать в федерациях спортивного каратэ, контактного каратэ, кикбоксинга, тайквондо и др. и добиваться высоких результатов.

 Переход в начало...